Дневник

Декабрь 2005 - выход DVD «TWO FOR THE SHOW»

Вот и декабрь настал. Тут же снежок нападал, похолодало, но зима пока слабенькая, без норова. А всё же - «Кто вспомнит про киотский протокол?».

Постер работы Е.И. Кулемина2 декабря. Вышел наш DVD. Вот кайф-то. Неужели получилось? Силы свои, ни цента сверху. Помощь друзей неоценимая. Олег Коврига, a.k.a. "Отделение Выход", сначала передал мне половину тиража, и то, как это произошло, заслуживает описания. Олег, по обыкновению своему, никогда не ловит тачку, а всё перевозит в метро. Мы встретились в фойе "Спортивной" (у нашей группы был гиг рядом, в "Доме-у-Дороги"), подошли к моей машине, я открыл багажник. «Эх!»- посетовал Коврига, ставя на землю гигантский рюкзак - «Знал бы, что у тебя багажник пустой, привёз бы весь тираж. А я думал, раз концерт, вы аппарат везете, ударную там и так далее.» После чего мы перегрузили в машину коробки для DVD и диски "на спицах" (полиграфия уже притаилась и поджидала) и тепло распрощались. Вторая часть тиража была мне передана утром в понедельник 12 декабря. Встреча произошла в 00:30 минут в центре платформы м. Черемушки. Потом Коврига поднялся со мной наверх, к машине, где, заметаемые ночной пургой, как злоумышленники, мы перегрузили диски и коробки в багажник. Вот такой он, Коврига, весёлый бородатый человек. Кажется, он последним в Москве завел мобильный телефон. Он не даёт и не берёт никаких расписок, но его слову можно верить, как Библии. Этот тираж был заказан 22-го, выполнен и доставлен 2-го и 12-го, точно как договаривались. До того мы встречались пять лет назад, когда выпускали "Tик". Коврига совершенно не изменился!

Записанный на DVD концерт в ЦДХ состоял из двух частей. Во второй части с сербами играла группа Юры Каверкина. Когда я посмотрел предварительный вариант видео, то был под впечатлением этой части, признаться - тяжелый, мощный ритм-н-блюз. К тому же и гости уже разыгрались. Но при подготовке DVD "свое" решил отделить от Юриного. Правильнее и проще выпустить "чернохлебовский" Vol.I и "dirty-dozen'овский" Vol.II. Отдельный вопрос - мнение о выпуске DVD наших сербских друзей. Людей внимательных к деталям этот вопрос не может не заинтересовать. Конечно же, я загодя написал в Белград и получил "добро" Пера Джо на выпуск концерта. Теперь пошлём ребятам диски с надежным курьером (NB: сделано 25-го).

А чудеса продолжаются! Был в клубе "Курс", где по понедельникам шли блюзовые концерты. Клуб находится в бывшем театре им. Гоголя. Странное, умирающее, безнадежное место. Театральные балконы, лестницы, закоулки.... Невидимые стенания изгнанного духа плохого репертуарного театра... Серьёзный звуковой аппарат, пустой танцпол. В зале человек пять. Внизу продавали какие-то дорогие билеты, стояли два длинношеих бритых охранника с проводами за ухом, наверху работали звуковик, бармен, менеджер, официантки. Просто декорация к странному кино, вроде "Desperately seeking Susan". Вот-вот голуби полетят. Ну, да не в том чудо, о котором речь. Встретил там Грушу (гитариста Диму Красивова), хотел подарить ему DVD. «А у меня уже есть.» «?» «Мне Русинов подарил, он нашёл в Би Би Кинге.» На здоровье! Сеем разумное, доброе, вечное. Сеем и микрофоны, стойки, тюнеры. Иногда возвращают...

Послушал очередной московский фестиваль губной гармоники. Это был первый день, который завершали Paul Lamb & The Kingsnakes. Очень много разных впечатлений. В общем, есть свой кайф и у Gadjes Band, и у "Станции Мир". Некайф тоже есть. Например, гитара и гармоника "Станции" звучат в одном высоком регистре и отравляют друг друга. Есть же "носатые" тембры у Гибсона, зачем такую писклю выставили? Голос Кожекина, который не сверх-певец всё-таки, надо было постараться подать, выставить. Слышна же была мешанина, "вот какая была у Вани крыша" я разобрал только потому, что знаком с записью. Однако, на концертах и это не беда, поклонники знают тексты... "Станция Мир" исполнила четыре вещи, все в разном стиле, разной ритмике. Зря не сыграли больше блюза, что было бы в заявленном стиле концерта. Запасы есть. Я слышал в кожекинском исполнении под аккомпанемент "Блюз Казнс" совершенно безукоризненный, комичный и яркий "блюз заики" - "I-m-m-m nervous". Почему не исполнили? Но хватит зоильствовать. Кожекин - хороший всё же.
Но вот и англичане вышли под плотный апплодисмент. Обновленный состав Kingsnakes сыроватый, но бесконечно стильный. Пусть ритм-гитара звучала слишком громко (частая ошибка за пультом - видимо, аттавизмы КСП - певец, он главный, и гитара у него должна быть слышна), пусть солист Chad Strentz пел то в микрофон, то зачем-то отходя от него на два метра... Но, как сошлись мы в разговоре с одним моим приятелем: у них может быть всё, что угодно, кроме убожества. Блеск, кураж, музыка, бесспорно!

Фестиваль гармошки уже пару лет находится под полной эгидою Вофки Кожекина, его фотография стоит на афишах, с ним ведут переговоры, на него обижаются. Случаются и странности. В этом году не участвует Братецкий. Ему предложили не устроивший его гонорар, он сказал, что не хочет быть "наполнителем" для Пола Лэма, гонорар которого в 15 или 20 раз выше. Тут есть правда и с той, и с другой стороны. Были вопросы в интернете, почему организаторы не пригласили харпера Сергея Сорокина. Думаю, напрасно не позвали, Сорокин интересно играет. Но решать-то ему, Кожекину, и чей фейс ставить на афиши, и кого звать, и кому сколько платить, он отвечает за дело. Наверное, нельзя устроить музыкальный фестиваль, будучи со всеми добрым, милым и отзывчивым. Кое-что наши не могут догадаться сделать. Выступал в Москве гармонист Рома Гегарт, пользовался популярностью, участвовал в фестивалях, вёл учеников. Алкоголь взял его за глотку уже давно и страшно. Последнее время он совсем тяжело выглядел, наконец, попал в больницу с тяжелой травмой, потом стал поправляться. Ну и где он сейчас? Понимаю, он мог достать музыкальную общественность своими амбициями, ненадежностью, истериками. Но пригласили бы его на сцену ЦДХ хоть в инвалидной коляске выехать, взять пару нот или пошелестеть перкуссией. Наконец, хотя бы вспомнили о Гегарте в релизе фестиваля, в "живом журнале", в интернет-дискуссиях... Не случилось. Не видно человека, нет и проблемы. Это там, на Западе, бал правит сентиментальность. Завершая фестивальную тему, скажу, что 3 декабря был аншлаг. Значит, сработало, причём на блюзе, фанке и джазе, без добавления высокооктановых гариков и александров ф. На продолжение банкета в "Драйв кафе" не поехал. Иногда не хочется досматривать. По рассказам очевидцев, правильно сделал.

9 декабря в пятницу случились странные маневры по Москве. С утра повалил снег. Москва встала. Мне нужно было успеть на презентацию диска Николая Харитонова, который пишет песни на русском языке, CD «Птицы», 2005, разворот обложки представляемые как русский блюз. Точка. Давайте без музыковедческих долблений. Альбом "Птицы" я послушал, и он мне очень приглянулся. Хорошая электрогитара, интересные тексты. Итак, обещал - поехал, хотя в этот день у нас был свой гиг в "Экспедиции". Был седьмой час вечера. Город стоял в пробках. Каким-то чудом, интуитивно минуя узкие места, к семи подъехал к м. Новослободская, запарковался в щели между переходом и раскоряченным "Пежо", перешел под землей к торговому центру и поднялся в "Пироги". Пирогов не было, чашки кофе тоже не дождался. Но народу было просто под завязку, как должно быть, причем это были молодые красивые интеллигентные люди, с интересом смотревшие на сцену. Спел под собственный Гибсон одну вещь. Микрофон куснул за губу, как злой краб. Но хлопали чего-то. Стал собираться - гитара, тюнер, перчатки, сапоги-для-улицы, свитер... В этот момент на сцене появилась Ольга Дзусова, пела "Мой тайный Париж" под неслышного аккордеониста. По-моему, ей самой не понравилось. Микрофон вёлся, более говёной аппаратуры и подготовки давно не случалось видеть. А публика чудесная! В "Драйв Кафе" успел вовремя, остаток вечера был порядочным. Омар играл отлично. Затеваем новую арию чикагского гостя...

Посмотрел ночью на канале "Культура" фильм о Владимире Горовице. Какая бесконечная прелесть. Чудесные концертные записи, архивные кадры. Скрябинская "Поэма огня", сыгранная Горовицем дома, на камеру, меня поразила... он пояснил, что Скрябин, кажется, предугадал в 1912 году изобретение ядерного оружия. Да, да, конечно, а "атОмная бомба" Андрея Белого, а "Журавль" Хлебникова (1915), рассказывающий о восстании вещей, союзе машины и мертвой плоти, порабощающих человечество. Пророчества начинают ценить много времени спустя. Сегодня нам интереснее прогноз погоды.
Другой "культурный" фильм, съемки Кэба Кэллоуэя и его оркестра 30-40-х, был забавным, не более. Молодой Кэллоуэй, зубастый "забавитель", entertainer, в свои старые годы стал гораздо интереснее (чего стоит его номер в "Братьях Блюз"... правда, это профессиональное игровое кино, но всё-таки). Далековатая аналогия, но так же забавно, почти комично, смотрится молодой Шон Коннери в роли Джеймса Бонда - к 80-м и 90-м он приобретает благородный, уникальный облик.

24-го по "Культуре" показали концерт "Джесси Норман и Кэтлин Баттл поют спиричуэлз" (Карнеги Холл, 1990). Jessie Norman and Kathleen Battle sing spitirualsРедкие впечатления - великолепные и смешанные. Две оперные дивы с чудными голосами. Изумительный чернокожий хор Робера де Кормье (алые церковные шелковые одежды, умные вдохновенные лица, улыбки). Оркестр Метрополитен-Опера под управлением Джеймса Левина. "Умная, богатая, отзывчивая" публика, внимающая каждому вздоху. Закроешь глаза, и словно не чёрные поют. Другой драйв... А было ли рабство? А был ли фараон и слуги его? Куда опускаться sweet chariot? Прекрасно поставленное, учёное, классическое музыкальное действо. Так и надо им пробовать наслаждаться. Но закрывать глаза совсем не хочется. Смотреть интересно. Солистки красивы, одухотворены, контрастны... Вот они завершают дуэт на труднейших нотах, высоченная Джесси Норман и маленькая Кэтлин Баттл, зал апплодирует, грудь Норман вздымается, глаза сияют, она осматривает зал, пока Баттл скромно, в изнеможении, опускает взор долу, словно что-то ища под скамейкой... В этой интриге они - "зрелая дива и дебютантка" (хотя Норман 45, а Баттл 42, правда, первая - действительно сверхзвезда). Другая интрига - за европеизированным пением прорывается свое, слышанное с детства в местечке Аугуста, Джорджия... В юмористическом дуэте: "Я встретила нашего диакона, подала ему правую руку, а только отвернулась, он стал плести про меня ложь. Разве это дьякон? Нет!" Игра? Высший класс, браво. Высшим классом тут было всё - настолько, что нет смысла вспоминать о "белости" этих чёрных церковных песен. Это пик культуры, где всё уже плавится и переходит в состояние, где нет ни эллина, ни иудея, ни электрона, ни нейтрона. «Но если по дороге - куст встаёт, особенно – рябина...» А все же не Махалия Джексон.