Дневник

Сибирь и Урал

В середине декабря меня пригласили на гастроли Blues Cousins. Мы вылетели в Тюмень из Домодедово 11 числа. Мое персональное путешествие началось с поездки на машине до Октябрьской площади. Там я повернул налево к ЦДХ, выехал переулками обратно на Ленинский и встал у магазинов «лицом к области» (звучит как загадочный государственный слоган). Перешел большой перекресток, сел в метро Октябрьская, доехал до Павелецкой и пересел на электричку до аэропорта. Может быть, и не лучший маршрут, но лучшего нам никогда не придумать. Благо всех вещей было: гитара в легком чехле и маленькая укладка с дисками, «бритвенным» и запасной майкой. Собрались и вылетели вовремя: Леван, Андрей (бас), Слава (ударник) и автор этих заметок. Играли в первый вечер по прилёту в Тюменской филармонии. Запомнилась только филармоническая тетушка с аккуратной прической. Весь следующий день и ночь (20 часов) передвигались поездом до Уфы. Это довольно скучно. Уфа понравилась – город, насколько его удалось разглядеть, расположенный на горках и холмах, c интересным доброжелательным населением. Нас встретила приятная словоохотливая башкирская дама и водитель на микроавтобусе. Поехали в гостиницу. Как и прочие места ночевок, это было вполне уютное место, и каждый из нас имел свой одноместный номер. В Башкирской филармонии звук неким образом отстроили, хотя здесь оказалось не всё «по райдеру», по крайней мере, привычного качества. Мы отыграли. Я пользуюсь этим словом для простоты и краткости, чтобы не делить «они» (группа Левана Ломидзе) и «я» (гость с тремя номерами: Money, Day Tripper и Blue Suede Shoes). Следующий прыжок тоже был купейным поездом, 10 часов до Екатеринбурга.

Так сложилось, что мне довелось побывать в Екатеринбурге несколько раз, и с группой «Чёрный Хлеб», и с разнообразными смешанными составами. Это самый богатый и живой из увиденных к востоку от столицы городов, со своими странностями, любопытной ночной и культурной жизнью, своими героями и своим лоском. В этот день с утра прошел дождь, который моментально замерз на улицах и тротуарах, превратившись в пузыристую ледяную корку. Люди приезжали с большим опозданием (пробки Москвы сравнимы с Екатеринбургскими, но здесь они более фатальны), и концерт удалось начать на 30 или 40 минут позже назначенного. Говорят, что и с вечерним разъездом здесь проблемы, потому что метро пока почти нет, трамваи рано перестают ходить, а на вопрос о маршрутках и автобусах жители города отвечают как-то уклончиво… герои фильма-триллера, получив такие ответы в первые 15 минут течения сюжета, настораживаются. Но, как бы то ни было, пора сказать самое главное и приятное обо всей этой поездке. Во всех залах примерно на 800 мест был аншлаг, самый несомненный – именно здесь, в Е-бурге, везде звучал сильный апплодисмент и с легким шуршанием улетали диски. Людям нравилась эта блюзово-битловская программа, наши немудрящие шутки и вступительные слова. Эти два часа в каждом из городов искупали скуку поездки по России зимой.

После концерта директор екатеринбургской группы "Блюз Докторз" презентовал мне два CD группы. Слушаю их сейчас. Отменная работа, настоящий независимый блюз.

Мое мнение о Леване Ломидзе ничуть не изменилось за время пребывания вместе. Это надёжный организатор, работник, дипломат. У него врожденный дар корректности, умения сказать «то» и сделать нужный ход в своё время. Навряд ли в этом личном дневнике уместны слова благодарности. Поэтому воздержусь от них. Сложная поездка планировалась, состоялась и имела успех. И как же хорошо снова оказаться дома. За окнами декабрь, вьюга и ощущение Нового года, которым так хочется обманываться.

Последние сны десятилетия

«Тетрадь для снов (слов)», 1964Мне снилось, что я на каком-то приеме, люди переходят с места на место. Это начало, а начало сна всегда ослабевает и теряет детали. Но вот я перехожу в другой зал. Это церковь, но условная, без алтаря и икон, просто большая комната с высокими потолками. Здесь почти нет людей и чудесно слышно, как будто голос усиливается и украшается. Я встаю в углу и начинаю петь госпел, кажется, When The Saints Go Marching In. Ко мне подходят девушки, встают передо мной, пробуют вторить. Не прерываясь, я говорю: ты пой это, а ты – то. Мы разделяем песню на голоса, и вот уже поют десятки людей, а зал заполняется до отказа. And when they gather around his throne… голоса звучат совершенно, все мы чувствуем жар и сильное общее счастье. Вдруг ко мне подходит незнакомая женщина и говорит: «Алексей, не забывайте, вы должны не просто петь, а работать на камеру». Я поднимаю глаза и вижу, под потолком на балках висят телекамеры (обозначенные в сновидении совсем условно). Так всё это снимают! Хорошее чувство остается до самого пробуждения.

Вот и заканчиваются «нулевые годы». Начинаются «десятые», а за ними последуют еще более благозвучные «двадцатые». Я не ожидаю персонального расцвета в грядущие десятилетия, но и не жду от них, по своему привычному оптимизму, «отказа», чего-то плохого. Неизвестное для меня – «вероятное хорошее». А «нулевые» хочется вспомнить добром. Недавно по телевизору показывали телепостановку «Вечеров на хуторе близ Диканьки», вышедшую аккурат 10 лет назад. В ней участвуют наши поп-звёзды и солист «Воплей Видоплясова» Олег Скрипка, и это можно смотреть. Есть движение, настроение. Свойство десятилетия? Может быть. По крайней мере сейчас, на его исходе, это чувство драйва, артистизма, праздника совершенно исчезло на экране.

Не в ящике, конечно, счастие. Но некоторым образом отражает более существенную для нас жизнь. Вспоминаются богемные времена московских джемов, клубы «Второй этаж», «Экспат», «Вудсток», театр «Тик-Так» в московском зоопарке и ДАС МГУ, все те люди, которые слушали, играли, пели и относились друг к другу с таким живым интересом (увы, исчезнувшим – часто без ссор и внешних причин). Братецкий, Гелюта, Тамара Кожекина, Вовка Кожекин, Слава Чернов, Коля Ширяев, Леша Денисов (а.к.а. Кот Матраскин), Женя Кулёмин, Алёна Иванова, Валера Серегин, Юля Смолянин, Наталья Медведева и группа Iron Blues (с фантастическим 15-летним ударником), Оксана Ефремова-Кочубей, Ваня Жук, Андрей Цыганков (а.к.а. Gypsy), Юра Каверкин, Сергей Виноградов, Инэсс, Боря Лазаренко, Юра Новгородский, Гена Хащенко, Омар, Бандерас, Татьяна Михеева, Владик Туголук, Лёша Блохин, Боб Кораблин, Рост Звездин, Игорь Комаров, Дима Грудинин, Миша Владимиров, Дима Красивов, Рома Застрожин, Алёна Маркина, Артем Михайлов, Сергей Долбилкин, Игорь Дегтярюк, Федя Соловьев, Саша Половинкин, Вадим Иващенко, Кит Данн, Илья Верховский, Дима Калинин, Саша Соловьев, Эдди С. Кемпбелл, Володя Коротун, Сергей Рыженко, Пера Джо, Стано, Буда, Юра Иванов, Леша Коломейцев, Леша Бирюков, Маша Левина, Иван Мартынов, Леша Плющ, Слава Капорин, Сергей Бабаев, Алина Королева, Света Котелкова (а.к.а. Garpia), Леша Селуянов, Саша Фурунджев (а.к.а. Мао), Володя Фролов, Женя Немов, Кирилл Кац, Грената, Вадим Афонин, Эля Фридман, Сережа Кузнецов, Вероника Акопенко, Коля Балакирев, Юля Ширяева, Ира Астапкина, Лена Барбаш, Наташа Баринова, Сергей Чекмаренко, Паша Веренчиков, Рома Гегарт, Алла Данилина, Игорь Контрабас, Муля, Оля Панюшкина, Михаил Мишурис, Стив Некрасов, Вадим Ополев, Алексей Поликовский, Андрей Пугачев, Рита Пушкина, Ирина Садовская, Маша Толмачева, Слава Чернухо, Миша Шаврадзе... Я вспоминаю. Это незабываемые люди и моменты. В предновогодней суматохе кого-то мог не записать. Простите. Тем из нас, кому еще продолжать в Десятых годах Третьего тысячелетия – дай Бог здоровья и подъема. Keep on keeping on.