Дневник

Как я был сайдменом

В начале февраля (3-6 числа) Омар привёз в Москву Lazy Lester'a. Ещё задолго до этого он попросил меня в письме связаться с ритм-секцией, Мишей Васильевым и Женей Ринкевичем. Они сказали «да». Однако, выяснилось, что Ринкевич уедет в середине месяца в Канаду с Off-Beat, и поэтому может отыграть только московские концерты. А Лестеру и команде предстояли еще Барнаул, Новосибирск и Екатеринбург. Омар хотел, чтобы везде играла одна и та же ритм-секция. И поэтому пригласил басиста Кирилла Гуцкова. В результате в Сибирь поехали Гуцков и Саша Половинкин (соскочил Васильев), но это я уже забегаю вперед. Наше стремление к гармонии вечно встречает препятствия. Неужели мир несовершенен? Страшно подумать об этом. Ещё Омар хотел разослать музыкантам запись Лестера для Excello, но в результате передумал, потому что «его вещи вполне стандартны». Тем не менее, я эту идею не оставил. Ссылку на мр3 лестеровского альбома «True Blues» (1967) любезно предоставил Дима Красивов (а.k.а. Груша), и она была переправлена почтой Гуцкову. Журнал «Итоги» дал анонс концертов . Они там нормальные ребята, контакт есть, так что печатают блюзовые объявления. Вот и вся подготовка. Остальное – всё Омар. Как они летели в Москву, где он поселил Лестера, не знаю. Омар не из тех людей, что занимают собеседников техническими деталями, которые их прямо не касаются.

Первый раз я услышал Лейзи Лестера в «Доме-у-дороги» в среду. Народу было битком. Подсел к своему брату, который заказал столик. И вот Лестер запел и заиграл на гармонике. Начали они с вещи Джимми Рида "Baby, You Don't Have To Go" и звучали просто безупречно. Всё было так, как надо. Внешность Лэйзи Лестера описывать не буду… у О. Генри где-то написано про одну героиню, что она ростом была с ангела, и выглядела примерно так же. Лестер ростом был примерно со старого луизианского блюзмена, и выглядел так же. Между песнями он толкал в зал какие-то смешные речи, потом снова начинал петь и играть. Я осознал, может быть, наиболее полно, что такое «хит». Раньше, очень давно, слышал его известные вещи "I’m a Lover Not a Fighter", "Sugar Coated Love", "I Hear Your Knocking", но помнил их отдаленно, пунктирно. После этого гига они крутились в моей голове неделю, словно включенные на повторное воспроизведение. И мне это очень нравилось. Омар сыграл классные соло во многих вещах, и ритм-секция «качала», как следует. В перерыве Лестер вышел в зал. Он хохмил с моим братом, который по-английски (в любом варианте языка) говорит и понимает лучше, чем я. Каким-то образом Антон объяснил ему хохму про «младо пичкено уле» (что почти невозможно, это такая сербская формула про правильный сок, который дает некий сладкий юный плод). «Вот-вот, оно само и есть», - засмеялся Лестер и начал какой-то свой бесконечный рассказ в том же духе. Так взбалтывает Валера Гелюта про кошку Пулю… Лестер: «Моя жена моложе меня на 20 лет. Вот ты» – это моему брату – «и я старые машины. А что такое старая машина без нового аккумулятора?» Во втором отделении Омар позвал меня поджемовать. Моя электрогитара осталась на окне за братниным столиком, потому что Вадим Иващенко уже включил свой инструмент. Играть ритм на Страте в паре-тройке номеров было в кайф. Потом вышел Вадим и уж показал весь блеск и шорох.

Завершение гига было странным. Омар ушел со сцены, а Лестер взял свою акустическую гитару и пел старые «болотные» песенки, в которых так много от кантри и прочего, что непривычно ассоциировать с блюзом bona fide. Это было немного коряво и хуже подготовлено и, наверное, не совсем подходило для завершения, но всё же опять в точку… Другого убили бы, а Лестеру хлопали.

Lazy Lester & Zhenya Nemov.

Я собирался пойти ещё раз послушать Лестера в «Коттон Клаб». Это было 5-е число. Днём получаю е-мейл от Омара: «Lesh, listen, if today you are free please think about joining us with Lazy for the show. It is hard for me at least to play without another guitar and if you want to help with the rhythm section that would be great!». Я был на работе, без инструмента, а ехать ещё раз домой по пробкам казалось нереально. Выручил Юра Каверкин, захватил свой «Гибсон». «Коттон» нарядное место, много дерева, фирменный «дяди Толин» звук. Да ещё народу набилось, как полагается, а это заводит всех, вплоть до работников гардероба. И так я стал сайдменом. Отыграл ритм-гитару в первом и втором отделении. Я делаю это с «Черным Хлебом», но совсем не так. Отвлекаюсь на пение и шоу. Как это объяснить. Писать правой и левой рукой – не моё свойство, надо признать. А тут было очень интересно. Как будто меня перенесли куда-то. После концерта, когда я уже надел куртку и собирался покинуть коттоновские пределы, у выхода меня остановил Омар. «Подожди, сейчас деньги отдам.» «Омар, да ты чокнулся, какие деньги?» «Подожди», и он исчез в клубе. Я продолжил свой путь, намереваясь уйти от мзды, но Омар выскочил следом на морозную улицу и дал мне 50 долларов. «We’ve played together for 4 years, you payed me for the gigs, now let me.» Так я стал настоящим сайдменом.

Последний московский гиг был в «Jazz Town», снова звали играть, но мне пришлось уехать на дачу. Позвонил Жене Немову. Он рассказывает, что торчал. И я его понимаю. Фотография с того самого выступления. Она получилась немного старомодная, такая, как надо.

И ещё немного. Я упоминал, что Лейзи Лестера повезли по Сибири. Вот свежие воспоминания Саши Половинкина. Не знал, что был ещё и Томск.

«Организаторы оказались классными ребятами, все было удобно и вовремя. Морозы бодрили, дискомфорта не чувствовал. Лесли - классный старичок, абсолютно пофигистичный в быту и на сцене. На гастроли он поехал без теплой одежды, утверждая, что долго жил на севере и не мерзнет. Во время выступления названия песен не говорил, шафл это или бит и вообще что играем не говорил, мог добавить или убрать долю, добавить какие нибудь аккорды... одним словом все мы пытались заглянуть в будущее и понять, что же нам все таки играть! Несмотря на страшную шару, и как следствие большое количество лажи, публика была в восторге! Принимали отлично, наполняемость клубов 100%. Ложку дегтя внесло то, что перед гастролями я сильно заболел, всю поездку принимал лекарства и был лишен удовольствия баловать себя спиртными напитками... На этом фоне очень негативно воспринималась мною невоздержанность Кирилла и Омара, хотя в Томске Омар действительно еле доиграл концерт! Все это... оставило у меня не очень радостные впечатления от гастролей. Хотя, приехав домой, я долгое время напевал все эти песенки и с улыбкой вспоминал все наши приключения. Одним словом развеялся немного!!!»