Первое мая, Пасха30 апреля утром поехал в церковь с куличами, вечером отыграл короткий сет в клубе. Успел на крестный ход. Наступила Пасха. За стол сели в пол-второго. На следующий день приехали люди, которых любим, и мы продолжили отмечать праздник.
На днях смотрел «Ray», тот самый оскароносный фильм про Рэя Чарльза с Джейми Фоксом в главной роли. Великолепная работа. Вкусно сняты чёрные музыканты, танцоры, красивые женщины, бары, клубы и театры 50-х и 60-х. Увы, концовка скомкана. Переломался Рэй и вернулся в лоно семьи, и продолжал работать и брать "Грэмми". И даже перечислил в фонды для слепых большие миллионы. Наркоманом быть плохо. В семье хорошо. Голливудская версия жизни куда более непростой и характера более вредного и эгоистического (известно, например, что Рэй 20 лет сидел на героине и был энтузиастом "Н" - он не просто был зависим, ему принципиально нравилось торчать). Как иногда бывает, большой и интересный фильм из-за финала всплывает в памяти как короткометражка... Кстати, так устроены почти все фильмы Карена Шахназарова - «Мы из джаза» или «Город Зеро», например, - с захватывающим началом и слабой концовкой (понятно, я не собираюсь сравнивать Мосфильм с Голливудом, но как же нелегко дается финал, это общее правило). Хочется запомнить настроение "Рэя", язык, движение. Настроение, которое сделало "Crossroads" любимым и важным для многих. Кстати, со второго просмотра он мне понравился больше. Какие актёрские работы - все без исключения! 6 мая играли в прямом эфире на радио "Культура", 91.6 FM, "Мастер-класс". Ведущая - красивая девушка Катя Гордон, ей бы по телику выступать, а не по радио. Правда, меня упорно называла Александром Анатольевичем (видимо, спотыкаясь в бумажках о других Александров). Часовая передача, шесть блюзов и много разговоров. Сначала хотели прийти втроём, без ударника. Это была бы ошибка. Но она не случилась - приехали Братецкий, я, Серегин и Половинкин (малый барабан, хэт, тарелка, щетки - а ведь хотел еще и бочку привезти!). Отстроились, послушали запись, пошли в буфет. А потом вышли в эфир. Диспозиция не совсем обыкновенная. Это огромный зал в Доме звукозаписи на Малой Никитской (бывш. Качалова), где в одном углу стоит арфа в чехле, напоминающем огромную прихватку для сковородок, а в другом - полчища чёрных пюпитров. Мы сели рядком, перед нами - человек 30 слушателей, и играли и пели в радийные микрофоны - подзвучки никакой. Все остались довольны. Потом малым составом поехали в к Майку Урбану, который гостит в Москве, сидели на кухне у его друзей на Киевской. Потом Братецкий встал и уехал в Ленинград, и вечер стал потихоньку подходить к концу. Воскресенье в середине мая, хороший день. "Акустика" в Би Би Кинге - Валера на басу, Юра Каверкин и я - "постоянный состав", совершенно комфортный. Духовая секция - это харперы Саша и Маша и заезжий трубач Дейв. Потом собрались в ДуД послушать Боба Брозмана (немедленно родилась порция искрометных "каверкинизмов": "Боб Брозман убивает своего сына Ивана", "Боярыня Морозова - в девичестве Зусман"). Я успел почти к началу. Думал, что нельзя будет войти, но заполнился только второй зал. В какое, право, вялое время мы живём, господа. Брозман виртуоз, класснейший музыкант - всё это ожидалось, и искусство его превзошло ожидания. Это магическое взаимодействие пальцев с накладными "когтями", гитары National Resophonic (или гавайской гитары, или боливийской чаранга) и узкопучкового студийного микрофона Neumann сто-пятьдесят какого-то, относительно которого точно передвигается звучащий инструмент... Деревянные и металлические инструменты поцарапаны медиаторами и отважно используются для перкуссионных эффектов (вспоминаются слова Саша Лермана, московского музыканта 70-х - "гитара - это ударный инструмент со средствами гармонизации"). Об инструментах и технических деталях, впрочем, сказано на сайте Боба Брозмана. Здесь лучше остановиться на других впечатлениях. Брозман не просто перебирает струны и поёт, он играет моноспектакль по сатирической пьесе. Скажем, вот он начинает блюз Чарли Паттона, ведёт точные, стилистически безупречные слайдовые линии, поёт, но в середине будто бесёнок его кусает; "Не могу не свалять дурака" - говорит Брозман и переводит всё в раешник. И так почти всё время, на каждой вещи. Шаффл мешается с Одессой-мамой, африканский ритм с умцой-умцой. Чем-то он мне напомнил Мишу Гужова, гитариста-хиппи старых времен... ну, это частные ассоциации. Более понятна должна быть такая - скоромошьи выходы Ролана Быкова в фильме «Андрей Рублев» ("... А мужик-от глядь, боярыню за жопу хвать...") Всё это балансирует на грани безвкувицы, но выходит в результате мастерским концертом. Не блюзовым, конечно. Да, хулиганистым. Но кому-то хулиганство Моцарта милее серьезности Сальери. Надо еще учитывать, что Брозман играл 15 мая для маленькой аудитории в клубе, и даже сам обмолвился, что-де здесь атмосфера вполне неформальная и поэтому можно обсуждать некоторые вещи без стеснения (ничего себе, заметим). Здесь вторая важная составляющая - брозмановские песенные тексты основаны на протесте, словно бы он явился из 60-х. Слушая его язвительные и неутомимые критики американского общества, я даже чувствовал неловкость - чего-де ты нам всё это рассказываешь ("эффект Дина Рида"). И даже закрадывалась мыслишка, а не заготовлена ли разговорная часть шоу в расчете на либеральную Европу... но отгонял эти мысли - нет, конечно, это шло от сердца. "Соединенные Штаты сейчас напоминают Германию года 34-го, когда дела явно идут неважно, но ещё неизвестно, как далеко они зайдут". "Приятно играть для такой умной аудитории. У нас 2% людей не умеют читать. А ещё 20% верят, что Элвис жив". "Недавно я сидел в забегаловке где-то на Среднем Западе, обедал и читал книгу. Ко мне подощла официантка и спросила, почему я читаю. Потому, отвечал я, что мне интересно содержание книги. Тогда какой-то водитель грузовика сказал: А! у нас тут читатель ." "Знаете, почему Буша-младшего нельзя убить? Не могут подобрать такую маленькую пульку, чтобы она прошла ему между глаз."
Открыл книжку стихов Бориса Слуцкого «Сегодня и вчера», изданную в 63-м, и не мог оторваться. Редкостный, удивительный поэт. И как просто всё. Черноватых или белобрысых, Даже рыжих, даже лысых, Всё равно - люблю оюдей. Ни музеи, ни пейзажи, Ни библиотеки даже Не сменяю на людей. Лучше всех растений и животных, Лучше всех идей бесплотных, Глубже шахт, быстрей, чем реки, Люди, человеки. Каждая толпа - толпа чудес, Молодых, очкастых, языкатых. Каждый, кто туда не влез, Чувствует себя, как в книге сказок. 21 мая отмечали тридцатилетие нашего институтского выпуска (Биофак, 1975 г.) Собрались в "Десятке", знаменитой столовой рядом с факультетом, где когда-то играли "Скоморохи" и другие рок-звезды, где в 70-е мы пили пиво, обедали и травили анекдоты, где в 95-м отмечали 20-летие выпуска. Когда я вошёл на второй этаж, то поразился, сколько же народу собралось. Но я же никого не знаю! было первое впечатление. И вдруг, как на фотоснимке, стали проявляться лица - оказывается, так тебе дорогие, и улыбающиеся в ответ. Было трогательно и необыкновенно приятно видеть ребят с курса, всех до единого. Даже те, кто меня еле помнил, и кого я вспоминал, стали вдруг лучшими друзьями... И это совершенно правильно. Очень точно и просто сказала однокурсница Вера Терехова - "Чем больше времени проходит, тем дороже встречи - закон жизни!" А вот почти никто из закадычных дружков не пришёл... Из биофаковских "людей на -СКИЙ" были только Сережа Покровский и я. Тут придётся пояснить, повелось так с летней практики в Чашниково, когда на утренней линейке вызывали самых злостных нарушителей порядка, сухого закона и ночной тишины: Иванов-Смоленский... Лебединский... Грепачевский... Масиновский... Соколовский... Баркас...(отсюда формула, "люди на -СКИЙ и примкнувший к ним Баркас.") Да, это долгая и понятная история про юношеский кружок, младой снобизм, умные разговоры, про то, что иных уж нет... Итак, я не увидал многих, но был рад видеть всех, кого удалось повидать. Мы танцевали с нашими девочками! Мы смотрели фотографии взрослых детей и красивых серьезных внуков! Ближе к ночи мы с Де Блюз Спиннерз должны были играть open air на традиционном Дне биолога (так уж совпало всё). По-моему, из всех наших до этого момента выстояли Ира Новикова, Ира Ботвинко, Витя, Пушкин и Игорь Лысенко. Потом мы поехали в гости к старику Пушкину, по дороге я потерялся и попал домой. Но самым фантастическим мне показалось кофепитие в 10-ке на следующей день с нашими почвоведами: Верой, Земфирой, Олей и Сашей. Уж не знаю, почему. Не фокус выпить раз в тридцать лет, но вот собраться и попить кофейку с пирожным на трезвую голову... Дай вам Бог здоровья, дорогие мои однокурсники.
Автобусы на взводе, пыль роют колесом И мат кругом клубится трёхэтажный Не подвели ребята, не пали в грязь лицом, А чем другим - не так уж это важно. Вы гонг нам подарили. Спасибо вам за то, Теперь им наслаждаться сможет каждый. Под звон его весёлый не встанет здесь ничто, А кто стучит - не так уж это важно.
|