Дневник

Люди, где я

Этот сайт существует с начала 2005 года. Открытие состоялось в «Клубе на Брестской» 11 февраля. Никогда не занимался его «продвижением». Следуя более интуиции, чем точным знанием законов сети, избегал обмена ссылками с незнакомыми людьми и отказывался от рекламы (иногда такие предложения поступают). Недавно Андрей Евдокимов написал о сетевом сервисе, оценивающем ранжир веб-сайтов. Критерии достоверности здесь непонятны, но я не удержался и забил в поисковую строку agranovsky.ru. Знаете, что получилось? Этот сайт на девять миллионов четыреста шестьдесят четыре тысячи девятьсот первом месте (оценочная стоимость 921 доллар США) cреди 30,000,000 доменов мира сего. Что ж, мы не верхушка колпака Фортуны, но и не подошвы её сапог, то есть находимся в самом средоточии её милостей (диалог Гильденстерна и Гамлета, «Гамлет», акт II, сцена II). За нами – 20 миллионов. Первое место занимает Google. Асоциальный сайт Маргариты Пушкиной занимает один миллион семьсот тысяч-какое-то место (близко к сайту блюзовых текстов blueslyricks.tripod.com), что меня порадовало. Другие знакомые сайты российских и зарубежных музыкантов либо не определяются, либо находятся (незаслуженно) далеко от Google. Поклон всем, кто сюда заходит, и особенно проникновенный – Лёше Денисову (a.k.a. Кот Матраскин), который собрал корпус и завёл мотор. Вообще из людей, которым он бескорыстно помог, можно было бы составить армейский корпус. Вполне, кстати, боеспособный.

Пера Джо и другие

Альбом Пера Джо, 2012

Мой белградский приятель Пера Джо выпустил CD альбом джемовых записей с разными людьми. Диск привез и передал мне Grem. Там есть Nobody Knows The Way I Feel This Morning с концерта в ЦДХ в марте 2005-го. Запись, сделанная Димой Волковым на два канала в тамошней радиорубке, и отмастерённая Котом Матраскиным, кажется темноватой и таинственной. Она же использована на DVD “Two For The Show”. Вспоминаю старые времена, случившиеся недавно, и хороших людей, которые так важны для меня.

Готовился к лекциям и наткнулся на обзор Александра Четверина «Парадоксы репликации РНК бактериального вируса», опубликованный в «Молекулярной Биологии» год назад. Стараниями гениальной МАИК-Науки, издающей журнал, текст недоступен, равно как и статья не просматривается в оглавлении на сайтах. Ссылка есть только в PubMed, без резюме. А жаль. Я написал Саше, с которым мы учились в одной группе на Биофаке, и он прислал мне эту статью. Великолепный язык, логика, простое изложение довольно заковыристого вопроса. Оказывается, русский научный язык жив, вопреки всему и благодаря таким, как Саша Четверин. Хотите, почитайте.

Встретил на концерте в ДуД Сашку Александрова. Просто невероятно. Мы жили в одном доме, играли в одном дворе и учились с 1-го класса в одной школе. Помню, как приходил к нему на дни рождения. Мы пили чай с тортом и играли. Ловили рыбу в картонном пруду-раскладушке на удочки с магнитиками («сом» - 400 очков, «щука» - 300, «плотва» - 200…) Саша всегда был добрый мальчик. Он совсем не изменился. Я узнал от него о ребятах с нашего двора – Вовке Карпове, Вите Калашникове. Саша рассказал, что наша первая учительница Мэри Львовна ушла недавно… Я знаю, что он навещал её до самого последнего времени.

«Где же все мои дружки, плакал старый человек. Я тихо на ухо ему шепнул, они ушли навек» («Колыбель для кошки» Воннегута, перевод Райт-Ковалевой). Нет, совсем не так, оказывается. Я недавно видел в программе «Школа злословия» своих старых мальчишеских друзей, с которыми не пересекался десятки лет – Гасана Гусейнова и Серегу Устинова. Гасан в детстве был страшно смешливый мальчик. Мы с ним ходили «пиздить кактусы» из открытых окон первых этажей и полуподвалов, и хохоча убегали. Как оказалось, сейчас он занимается проблемами политической речи. Серега, который на уроке английского выпучивал глаза и заглатывал пластмассовую имитацию чернильной лужи, доводя меня до колик, стал автором детективов и открыл Еврейский музей. Как и в истории с «Алексашей», меня поразило, как мало они изменились – не столько внешне, сколько повадками и речью. Я бы не удивился, снова застав их за похищением растений и опытами с лужей.

Утром загнал машину в автосервис на Нахимовском. Днем пошел обедать к маме. Стоял прохладный день, шел снежок. По дороге купил новые сапоги, старые оставил в магазине. Мама удивилась, когда я рассказал ей о неожиданной встрече с «Алексашкой». И вспомнила несколько историй из тех времен.

В поисках Катерины Эсау

При написании статей про вирус желтухи свёклы (чем я периодически занимаюсь последние 25 лет), не раз ссылался на работу Esau and Hoeffert, опубликованную в журнале Protoplasma в 1971 году. Katherine Esau Это «перекрестная ссылка» из какого-то обзора, честно сознаться. Я никогда не видел журнала «Протоплазма», равно как и электронных микрофотографий Эсау и коллег. Недавно сидел над новой рукописью и решил покопаться в старых источниках. «Протоплазму» в сети не нашел, но несколько работ конца 60-х авторства Катерины Эсау отыскались. Поразился качеству микроскопии, ясности текста и некоторым прозрениям, далеко опережающим то время, когда молекулярной вирусологии еще не было. Кто же такая Катерина Эсау? Она родилась в 1898 году в Екатеринославле (Днепропетровск) в семье немецких меннонитов. После революции Эсау вернулись в Германию, затем эмигрировали в Калифорнию. Оба перемещения свидетельствуют о здравом смысле меннонитов. В 1931-м Катерина Эсау защитила докторскую (Ph.D.), в 57-м была избрана в Национальную академию наук США. Она никогда не выходила замуж и прожила долгую жизнь в науке. Ставила опыты, писала статьи и книги по анатомии и вирусологии растений, читала лекции. Промежутки между её журнальными публикациями составляют год, иногда меньше, и подписаны они чаще всего двумя соавторами, включая Эсау, что говорит об огромном объеме экспериментов. Не без удовольствия перевожу Википедию: «…возможно, величайший из анатомов растений 20-го века». Катерина Эсау скончалась в 1997 году в возрасте 99 лет.